| СЦЕНАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ |

Программа курса по созданию текстов:
МОДУЛЬ 1
ВВОДНЫЙ КУРС — 8 занятий по 2 академических часа (90 минут) — 12 часов; занятия 1 раз в неделю, продолжительность курса — 2 месяца.

1. Знакомство. Кто что хочет писать: сценарий, пьеса, книга. Научить писать нельзя. Можно научить учиться и дать основные пойнты. О «свинцовой жопе». Примеры идеальных коротких историй: Хемингуэй, Гуэрра. На занятии каждый пишет свою историю, любую (15 минут). Читаем, обсуждаем, делаем выводы.

2. История. Зачем, о чем, как. Различия прозы, сценариев, пьес, стихов. Жанры: главные особенности, различия и цели. Примеры идеальных длинных историй: Библия, Властелин колец, Гарри Поттер, Игра престолов. На занятии каждый пишет аннотацию на длинную историю.

3. Основные понятия драматургии. Общий обзор. Аристотель (базовые знания, терминология), теоретики сценарного дела XX века: Сид Филд, Митта, Макки, Белл и т. д. В.Пропп, М.Бахтин. О сказочной структуре и структуре романа. Маст рид.

4. Трехчастная структура истории. Экспозиция (герой, сеттинг), кульминация, катарсис.

5. Драматическая коллизия (конфликт). Типы коллизий, различия реализации.

6. Главный герой. Система персонажей. Антагонист.

7. Действие. Драматическая перипетия. Событие (виды, функции, расположение).

8. Фабула и сюжет. Заявка, синопсис, логлайн, тритмент — смысл и различия.
МОДУЛЬ 1
ВВОДНЫЙ КУРС — 8 занятий по 2 академических часа (90 минут) — 12 часов; занятия 1 раз в неделю, продолжительность курса — 2 месяца.

1. Знакомство. Кто что хочет писать: сценарий, пьеса, книга. Научить писать нельзя. Можно научить учиться и дать основные пойнты. О «свинцовой жопе». Примеры идеальных коротких историй: Хемингуэй, Гуэрра. На занятии каждый пишет свою историю, любую (15 минут). Читаем, обсуждаем, делаем выводы.

2. История. Зачем, о чем, как. Различия прозы, сценариев, пьес, стихов. Жанры: главные особенности, различия и цели. Примеры идеальных длинных историй: Библия, Властелин колец, Гарри Поттер, Игра престолов. На занятии каждый пишет аннотацию на длинную историю.

3. Основные понятия драматургии. Общий обзор. Аристотель (базовые знания, терминология), теоретики сценарного дела XX века: Сид Филд, Митта, Макки, Белл и т. д. В.Пропп, М.Бахтин. О сказочной структуре и структуре романа. Маст рид.

4. Трехчастная структура истории. Экспозиция (герой, сеттинг), кульминация, катарсис.

5. Драматическая коллизия (конфликт). Типы коллизий, различия реализации.

6. Главный герой. Система персонажей. Антагонист.

7. Действие. Драматическая перипетия. Событие (виды, функции, расположение).

8. Фабула и сюжет. Заявка, синопсис, логлайн, тритмент — смысл и различия.
МОДУЛЬ 2
РАСШИРЕННЫЙ КУРС — 8 занятий по 2 академических часа (90 минут) — 12 часов; занятия 1 раз в неделю, продолжительность курса — 2 месяца.

1. Теория смешного. Технология ситкома. Основные принципы и приемы. Фрагменты сериала «Друзья», комментарии, анализ.

2. Диалоги. Подтекст. Юмор. Речевые характеристики. Задание — написать диалог.

3. План истории. Выбираем, пишем, читаем, обсуждаем. «Короткий метр». Рассказ. Стих.

4. Немного о режиссуре. Интерпретация. Автор — идеальный режиссер (продюсер) своей истории. Основные понятия продюсирования. Основные понятия режиссуры. Режиссерское решение. Экспликация на основе стихотворения «Калмычке». Пишем, читаем, обсуждаем.

5. Пишем сценарий (пьесу, рассказ, стих) — пишется как домашняя работа. Питчинг — защита своего проекта. Коротко, самые выгодные стороны.

6-8. Играем (снимаем) написанное.
МОДУЛЬ 2
РАСШИРЕННЫЙ КУРС — 8 занятий по 2 академических часа (90 минут) — 12 часов; занятия 1 раз в неделю, продолжительность курса — 2 месяца.

1. Теория смешного. Технология ситкома. Основные принципы и приемы. Фрагменты сериала «Друзья», комментарии, анализ.

2. Диалоги. Подтекст. Юмор. Речевые характеристики. Задание — написать диалог.

3. План истории. Выбираем, пишем, читаем, обсуждаем. «Короткий метр». Рассказ. Стих.

4. Немного о режиссуре. Интерпретация. Автор — идеальный режиссер (продюсер) своей истории. Основные понятия продюсирования. Основные понятия режиссуры. Режиссерское решение. Экспликация на основе стихотворения «Калмычке». Пишем, читаем, обсуждаем.

5. Пишем сценарий (пьесу, рассказ, стих) — пишется как домашняя работа. Питчинг — защита своего проекта. Коротко, самые выгодные стороны.

6-8. Играем (снимаем) написанное.
МОДУЛЬ 3
МОДУЛЬ 3
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС — 8 занятий по 2 академических часа (90 минут) — 12 часов; занятия 1 раз в неделю, продолжительность курса — 2 месяца.

1. Синопсис. Поэпизодный план. План романа по главам.

2-8. Читка, обсуждение.
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС — 8 занятий по 2 академических часа (90 минут) — 12 часов; занятия 1 раз в неделю, продолжительность курса — 2 месяца.

1. Синопсис. Поэпизодный план. План романа по главам.

2-8. Читка, обсуждение.
Примечание: В перерывах между встречами проводится домашняя работа. На последнем занятии дается полный список обязательной к прочтению литературы по созданию текстов (Аристотель, все коучи по сценариям, Пропп, Бахтин, Стивен Кинг, Варгас Льоса, Набоков (лекции по литературе) и т.д.)
По итогам курса каждый студент пишет законченный текст (сценарий, повесть (роман), поэму (цикл стихов).


РУКОВОДИТЕЛЬ КУРСА


Сергей Буртяк — русский писатель, поэт, сценарист, актёр, режиссёр, телеведущий, креативный продюсер.
Лауреат Всероссийского конкурса «Книга года» в номинации «Дебют» (2002) за роман «Кот».

Сотрудничал с такими известными проектами как р/с «Дом 7, подъезд 4» (Би-би-си), т/с «Клуб» (MTV Россия) и другими. Сергеем написаны сценарии многих игровых и документальных фильмов и сериалов.

Преподает сценарное и литературное искусство в Dreamcast Studio

П

Роман «Кот» стал первым в литературной волне «кошачьей» тематики в российском книгоиздательском процессе. Кроме того, он стал одним из первых опытов постмодернистского переосмысления классических текстов «на новый лад». Об этом в рецензии на книгу писал известный московский критик Андрей Немзер. «Странно не то, что прежде неведомый прозаик Сергей Буртяк сделал кота главным героем (и подставным автором) „плуто-авантюрного“ романа „Кот“ (М., „Вагриус“), а то, что случилось это так поздно». Эта рецензия А.Немзера впоследствии вошла в его книгу «Замечательное десятилетие русской литературы» (издательство Захаров, 2003).
В 2003 году Всероссийское общество слепых издало роман в аудиоверсии.
С 2005 года Сергей занимается исключительно литературным и сценарным творчеством.
С 2016 года пишет и публикует стихи.
В апреле 2020 года Сергей Буртяк вошёл в шорт-лист Литературного фестиваля-конкурса «Русский Гофман» в номинации «Поэзия».
5 сентября 2020 года в литературно-культурологическом журнале «Комментарии», в № 34/35, посвященном Театру, были впервые опубликованы три главы из нового романа Буртяка «Книга живых», имеющего подзаголовок «симфороман-эссериал» и подписанные псевдонимом Егор Мельников. В коротком предисловии к публикации Буртяк написал: «На «сцене» легендарного журнала «Комментарии» я официально передаю Егору Мельникову весь свой литературный багаж: прошлые и будущие книги, гордое звание ученика Льва Аннинского, литературные премии и прочее, прочее, прочее. Пусть дальше всё это несёт он».
Редакция журнала прокомментировала данную публикацию так:

«Не знакомая лично ни с Егором Мельниковым, ни с Сергеем Буртяком, Редакция может только гадать об их «перекрёстных» литературных взаимоотношениях. То ли это два реальных человека, то ли один из них вымысел другого. Если так, то который из двух? Конспиролог способен даже предположить, что оба они вымысел кого-то третьего. Предоставим гадать и читателю».
Журнал Комментарии. Редакция журнала. —

Журнал «Комментарии» известен в том числе и склонностью к литературным розыгрышам и мистификациям. Поэтому, существует ли на самом деле роман «Книга живых» и если существует, кто его на самом деле написал — пока неизвестно.


ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ

1996 — Член Союза журналистов России
1998 — Член Союза писателей Москвы
2001 — Премия литературного журнала «Кольцо А» Союза писателей Москвы в номинации «Лучшая прозаическая публикация».
2002 — Премия Всероссийского литературного конкурса «Книга года 2002»
2020 — «Русский Гофман»
Длительность курса:
Модуль 1 (Вводный) - 2 месяца
Модуль 2 (Расширенный) - 2 месяца
Модуль 3 (Практический) - 2 месяца

Продолжительность одного занятия: 2 часа
1 раз в неделю

Формат занятий: Офлайн + Онлайн